Серия игр Disciples – магический союз тактики и РПГ в замковой обстановке

В настоящее время почти невозможно найти тактическую игру без элементов РПГ – прокачка отрядов и лидеров стала для этих игр обязательной, как мини-карта и рамка.

Однако в прошлом так не было. До конца 90-х годов в большинстве игр с тактическими элементами прокачка отрядов ограничивалась изучением новых технологий, улучшавших параметры юнитов или дававших новые способности. Одной из первых пошаговых стратегий с прокачкой лидеров стала легендарная Heroes of Might and Magic, вышедшая в 1995 году.

Disciples

Обычно «Последователей» (Disciples) чаще всего сравнивают с Heroes of Might and Magic. На первый взгляд у них много общего – главный герой с отрядом путешествует по фантастическим королевствам, сражается с монстрами и другими героями, осаждают замки и попутно улучшает свою экипировку.

Но в отличие от HoMM, Disciples стали одними из первых игр, где тактический и ролевой компоненты были почти равноправны.

История серии началась в 1999 году, когда канадская компания Strategy First, известная своей тактической РПГ Jagged Alliance, выпустила первую игру серии.

Disciples: Sacred Lands (1999)

Disciples: Sacred Lands

  • Платформы: Windows

Большинство геймеров сразу вспоминают вторую часть при упоминании слова «Disciples». Это может показаться странным, ведь все характерные черты серии появились уже в ней, а не развивались постепенно. Но если учесть, что в конце 90-х годов выходило множество фэнтезийных стратегий, а помимо Jagged Alliance Strategy First не выпускала других игр, то все становится понятным.

Большинство крупных игровых изданий отнеслись к игре как к еще одному клону Heroes of Might and Magic, поэтому не уделили ей должного внимания. Некоторые издания даже писали обзоры, не играв в нее ни минуты. Это было настолько смешно, что просто нелепо – оценки были сформулированы исключительно на основе пресс-релизов.

Хороший маркетинг мог бы изменить ситуацию, но у GT Interactive Software, издающей игру, возникли проблемы – студия прошла через реструктуризацию и смену руководства, а вскоре после выхода Sacred Lands компанию поглотила Infogrames Entertainment. История серии могла бы закончиться, не начавшись даже, но обычные геймеры все-таки обратили внимание на Sacred Lands и оценили уникальный геймплей.

Disciples: Sacred Lands

Сражения в игре нисколько не напоминали привычные битвы из HoMM, а скорее напоминали классические JRPG – противникиДва ряда с тремя клетками каждый были заполнены воинами, причем в каждой клетке находился только один боец (или целых два, если они были особенно крупными). Ближнего боя можно было вести только с противниками, которые находились в “досягаемости”, что делало милишников в заднем ряду практически бесполезными, пока жив первый ряд. Однако стрелки и маги могли атаковать любого врага, а некоторые из них даже всех сразу.

После каждого боя воины получали опыт, и достигнув определенного уровня, они могли эволюционировать в более продвинутых бойцов в зависимости от построенных в столице зданий. Линии улучшений ветвились и включали до 5 юнитов.

Обычно столица каждой расы на карте была под защитой почти неуязвимых юнитов, а в каждом сценарии были свои условия победы, а не просто “уничтожить всех героев и захватить все города противника”. Кроме того, в игре были вспомогательные города, обычно нейтральные с самого начала, где можно было лечить своих бойцов или нанимать новых.

В игре встречались четыре расы – Империя людей, Легионы демонов, Орды нежити и Горные кланы, в которых существовали как невысокие гномы, так и огромные ледяные гиганты. На каждую из фракций приходилось по пять типов героев, три основных и два дополнительных. Основными классами для всех рас были:

– Мощный воин, который сражался врукопашную и имел большее стартовое лидерство, от которого зависело количество доступных для отряда юнитов;
– Стрелок, который мог перемещаться по карте на большие расстояния;
– Маг, атака которого охватывала всех врагов, и сам он мог использовать предметы, недоступные для других классов.

По мере развития, герои улучшали атаку, защиту и лидерство, иногда получали уникальные сопротивления, возможность использовать новые виды экипировки и другие способности. Два вспомогательных класса включали в себя вора, который мог устраивать диверсии во вражеском тылу и красть экипировку, и уникальный для каждой расы постановщика жезлов, который занимался захватом территории.

Уникальные юниты каждой расы обладали своими особенностями: войны смерти специализировались на парализации врагов – атаки скелетов-фантомов обездвиживали жертв, а на третьем уровне развития призраков могли парализовать всю вражескую группу. К тому же отряды Орд были оборудованы оборотнями,Невосприимчивые к физическим нападениям и становились трудностью для новичков, которые не видели смысла брать в команду слабых магов в самом начале игры.

Черные бригады демонов могли поражать врагов страхом, принимать их облик (здесь действовал доппельгангер) или превращать сильных рыцарей в безобидных бесов. Поддержка гномов даровала союзникам мощные усиления, а жрецы людей умели излечивать и воскрешать дружественных существ.

В большинстве случаев невозможно было легально добавить в свою команду существ другой расы (максимум – нанять нейтральных наемников или получить несколько существ неиграбельных рас в рамках сюжета).

Таким образом, геймеры, решившиеся в свое время опробовать эту игру, получили абсолютно уникальный продукт с множеством оригинальных для игровой индустрии тех времен идей. Затем начало действовать «сарафанное радио», и в целом проект окупился, что положило основу для создания продолжения.

Приобрести

Disciples II: Dark Prophecy (2002)

Disciples II: Dark Prophecy

  • Платформы: Windows

Вторая часть и дополнения к ней (Gallean’s Return и Rise of the Elves) считается лучшей в серии как среди критиков, так и среди геймеров. Это произошло во многом из-за того, что в отличие от первой части продолжение сразу после выхода было высоко оценено игровой прессой, а также благодаря более мрачной обстановке и гораздо более запутанному сюжету по сравнению с предыдущей частью.

При этом изменения в основном геймплее в “Темном пророчестве” были минимальными – существа после трансформации в самую мощную версию все равно получали уровни и прокачивали параметры, бои стали трехмерными, а также появилась возможность использовать зелья, магические артефакты и другие расходные материалы (по 2 за бой). В остальном игра оставалась такой же, как и оригинал.

Disciples II: Dark Prophecy

Вместо набора фэнтезийных штампов, которые служили основой сюжета первой части, мы получили несколько эпических пересекающихся историй. Богиня смерти Мортис, которая в первой части мстила гномьему божеству за смерть мужа, теперь пытается вернуть супруга из загробного мира. Гномы, потеряв небесного покровителя, пытаются предотвратить наступление конца света после его утраты.

Демоны воплощают дух своего повелителя в теле наследника империи, встречают нечто совсем непредсказуемое и начинают гражданскую войну в Аду. Люди удивляются поведению принца, над которым все так смеялись, когда он начинает использовать огненные шары и светить красными глазами, а потом сражаются с нашествием демонов, скелетов и прочих ужасов.

В конце концов даже Мортис удивляется, когда ее воскрешенный супруг произносит что-то вроде: “ты слишком худая и костлявая”, и начинает возглавлять налет эльфов на всех остальных. Вокруг них ошарашенно метаются орки и русалки, признавшие в Мортис свою бывшую богиню, а раковины кракенов добавляют атмосферы всех ужасов.

Приключения эльфов были отдельным дополнением, благодаря чему к четырем исходным расам добавилась пятая.

Благодаря высочайшей степени эпичности и готичности, игра смогла одержать победу над Heroes IV, вышедшей в тот же год. Это произошло потому, что в “Последователях” сохранялась верность традициям, в то время как новая часть “Героев” заполнилась слишком множеством современных особенностей и потеряла свою уникальность.

К слову, все дополнения также были выпущены в этом же году, как и оригинал. Впоследствии компания Strategy First обанкротилась, и права на серию перешли к российской компании Акелла.

Приобрести

Disciples III: Renaissance (2009)

Disciples III: Renaissance

  • Платформа: Windows

Разработка третьей игры началась в 2005 году. Дата релиза неоднократно откладывалась, и в конечном итоге “Ренессанс” увидел свет, когда уже почти никто на него не надеялся. Еще бы, ведь Акелла почему-то решила добавить в игру современные особенности (напомним, именно они убили четвертых “Героев”).

Например, на поле боя появились современные гексы, по которым юниты могли перемещаться. В итоге отточенный до совершенства баланс во второй части был потерян, что огорчило многих. Кроме того, как было принято в 2009 году, игра была полна ошибок и недоработок.

Следующие дополнения – Resurrection и Reincarnation – добавили в игру новый контент (включая фракцию Орды нежити, для некоторого неясного повода удаленную из оригинала), но не смогли вернуть интерес игроков или возродить ту самую атмосферу. В результате отдел, отвечавший за создание серии в компании Акелла, предсказуемо закрылся в 2010 году, почти сразу после выпуска Resurrection. Часть сотрудников перешла в студию Hex Studio, которая тоже закрылась спустя два года, но в 2014 году каким-то образом вышло англоязычное издание последнего дополнения, которое можно приобрести на платформе Steam.

Приобрести

Disciples: Liberation (2021)

Disciples: Liberation

  • Платформы: Windows, PlayStation 5, Xbox Series X|S

И, в конце концов, спустя целых 12 лет, Kalypso Media совместно с командой из Frima Studio, которая в последнее время занималась в основном мобильными приложениями, выпустили долгожданную игру Disciples: Liberation.

Игроков ждут три обширных сюжетных акта с более чем двумя сотнями миссий, разбросанных по всему Неведаару, характерные для серии фракции, четыре класса героев и пятьдесят различных юнитов, доступных к найму, причем сражения проходят на классических гексагональных полях.

В Liberation добавлена политическая система и огромные боссы, к каждому из которых требуется уникальный подход. Проект получил официальную русскую локализацию, а также возможность многопользовательских режимов для сражений между игроками через интернет.

В общем, перезапуск в целом понравился фанатам, хотя они отметили, что “Disciples уже не те”. Большие продажи не были обеспечены, но игра может похвастаться высоким рейтингом на платформе Steam.

Приобрести

Воздействие на отрасль

Если бы обстоятельства сложились иначе, Disciples имела бы потенциал стать ключевой серией жанра и превзойти даже Heroes of Might and Magic. В свои бы лучшие годы у нее было все необходимое: захватывающий мир, продуманный игровой процесс и уникальная атмосфера.

Однако все сложилось иначе, и в конечном итоге франшиза осталась скорее нишевой, но любимой преданными фанатами.

Серия игр Disciples сияла ярко в начале нового тысячелетия, увлекая поклонников РПГ и пошаговых стратегий проработанным игровым миром, уникальными механиками и неповторимой атмосферой. С тех пор интерес к жанру постепенно угас, и сама серия Disciples потеряла свою популярность. Будет ли продолжение франшизы? Скорее нет, чем да, но надежда на лучшее еще остается.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Необходимые поля отмечены *