Цикл игр Казаки: учебные занятия по истории Европы

В начале тысячелетия все стратегические игры можно было разделить на четыре категории – о Средние века, о Второй мировой войне, о космосе и “прочие”. XVII век при этом игнорировался полностью – несмотря на то, что события тех времен определили геополитическую обстановку и расстановку сил в мире до наших дней.

Именно в начале XVII века европейские войны окончательно изменили свой масштаб (многотысячные армии вместо небольших отрядов) и принцип организации войска (муштрованные солдаты вместо разношерстных толп наемников и крестьян).

Europa Universalis, первая относительно известная игра о новом времени (период между концом Средневековья и Первой мировой войной), вышла только в 2000 году. Однако в этой игре был представлен только глобально-стратегический уровень. Зато осенью того же года у геймеров появилась возможность увидеть сражения линейной пехоты, канонаду артиллерийских батарей и стремительные атаки гусаров. Все это было уже в первой игре из известной на просторах бывшего СССР серии игр Казаки. Рассмотрим подробнее все части этой серии.

Казаки: Европейские войны (2000)

Казаки: Европейские войны

  • Платформы: PC

До выпуска первой части “Казаков” киевская студия GSC Game World была известна лишь в узких кругах любителей модов ко второму Warcraft, ведь именно киевляне подарили нам тот самый мод, где арсенал людей и орков дополнялся атомным оружием. Фактически Казаки стали первым самостоятельным коммерческим проектом разработчиков (моды к Варкрафту можно было официально скачать бесплатно) – и сразу же принесли им огромный успех.

С точки зрения геймплея игра использовала наработки знаменитой серии Age of Empires – так же как нужно было строить базу, добывать несколько разных типов ресурсов, которые можно было обменивать на рынке, распределять крестьян между полями, шахтами, каменоломнями и лесопилками, изучать новые технологии, укреплять войско и строить дома для его размещения.

Казаки: Европейские войны

Основной игровой находкой стали тактические формации – юниты можно было не просто обводить рамкой и посылать на убой бесформенной толпой, но и организовывать их в соединения, которые можно было выстроить в линию, колонну или квадрат. Линейная расстановка была хороша в перестрелках, квадратная колонна была хорошим выбором для противостояния кавалерии, а квадратная формация помогала защитить находящихся в центре стрелков от атак рукопашников и кавалеристов.

Несколько формаций из разных видов войск можно было объединить в более обширную структуру, благодаря чему создавалась ударная группировка для обороны или специально для генерального сражения. Тот, кому удавалось создать самую упорядоченную и наиболее сбалансированную армию, без проблем отражал вылазки противника и с легкостью захватывал его базы.

Казаки: Европейские войны

Победа происходила от использования тактических формаций и чисто визуального аспекта игры – в большинстве стратегических игр того времени сражения выглядели хаотично, в то время как в Казаках можно было проводить изящные битвы с упорядоченными рядами линейной пехоты.

Еще одной особенностью Казаков было то, что теперь ресурсы расходовались не только на юнитов, здания и улучшения. За каждый выстрел любого стреляющего юнита списывалась 1 единица угля.

Огромным преимуществом Казаков на рынках России и других постсоветских стран было то, что две из четырех кампаний были посвящены событиям из истории Российской империи и Запорожской Сечи – восстанию Стеньки Разина, войнам со Швецией и Крымским ханством, борьбе украинцев за независимость от Польши.

Казаки: Европейские войны

На зарубежных рынках игра продвигалась под брендом Cossacks. Для западных покупателей были созданы кампании о Франции и ее роли в войне за контроль над Священной Римской Империей и о Англии. Кампания за англичан была посвящена борьбе с пиратством в Карибском бассейне и демонстрировала хорошую реализацию флота в игре.

Помимо казаков, в игре присутствовали Россия, Речь Посполитая, Франция, Англия, а также несколько других государств, включая Алжир, Испанию, Португалию, немецкие и итальянские княжества и другие важные для истории Европы страны. За каждую из них можно было поиграть в мультиплеере.

Казаки: Европейские войны

Отличия между фракциями были не только внешними – многие нации имели уникальных юнитов, например, в армии Речи Посполитой отличались крылатые гусары, у французов были мушкетеры короля, у россиян – витязи, а у Турции и Алжира вместо огнестрельного оружия войска вооружены скорострельными луками.

Интересный факт, что несмотря на то, что команда разработчиков была из Украины, казаков сложно было назвать переукомплектованными. Во-первых, у всех фракций был доступен только один вид пехоты – сердюки, которые были отличными стрелками, но не имели брони и были слабы в рукопашной атаке.

Казаки: Европейские войны

Украина не могла развиться до XVIII века (аналог перехода между эпохами в Age of Empires), поэтому у нее не было улучшенной пехоты. А во флот можно было набирать только галеры, и когда у противников появлялись фрегаты, казаки начинали проигрывать почти все морские сражения.

В целом игра была довольно сбалансированной благодаря сочетанию достоинств и недостатков у разных наций. Страны со слабыми юнитами компенсировали это их большим количеством, а страны с высококачественными юнитами, например, Дания, из-за их высокой стоимости не могли позволить себе собрать большую армию.

Единственным проблемным моментом были органные картечницы, уничтожавшие слабо защищенных юнитов с одного выстрела, но возможность построить их была у всех.

Казаки не стали серьезной киберспортивной дисциплиной, зато завоевали огромную популярность для сражений по локалкам в школах, университетах и даже офисах.

Первая часть и дополнения к ней (выпущенные в 2002 году “Последний довод королей” и “Снова война”) до сих пор популярны среди любителей стратегий, а многие эксперты считают ее лучшей частью серии. К концу 2002 года только оригинал разошелся тиражом в миллион экземпляров по всему миру.

Многие обозреватели хвалили достаточно хорошую по меркам ранних двухтысячных графику, высокую историчность воссоздания различных родов войск XVIII века и высокое качество анимации. Недостатком игры считали не очень хороший искусственный интеллект ботов в кампании, но эта проблема часто встречается даже в самых новых стратегиях.

Казаки: Европейские войныПоследний довод королейСнова война

Казаки II: Наполеоновские войны (2005)

Казаки II: Наполеоновские войны

  • Платформы: PC

К началу второй половины двухтысячных годов в разработке стратегий появились новые тенденции. Обычное строительство базы и создание тысяч юнитов постепенно уходило в прошлое. Вместо этого все больше становилось проектов с более камерным тактическим уровнем, на котором можно было строить только отдельные здания, а доступная для контроля группировка войск состояла не больше, чем из сотни юнитов, и вместо обычного “убей их всех” решала конкретные задачи, такие как овладение высотой или захват объекта.

Меньшее количество юнитов повысило ценность каждого из них. Постепенно в моду также вошло увеличение числа факторов, влияющих на боевую эффективность. Если раньше в стратегиях на урон от юнита влиял только уровень прокачки соответствующих технологий, то к 2005 году все больше становилось игр, где была система морали юнитов, их усталости и укрытий, понижавших входящий урон.

Казаки II: Наполеоновские войны

Изменился и подход к оформлению кампаний. Если раньше сюжет в игре обычно представлялся в виде последовательного набора миссий (как в Warcraft) или глобальной карты с выбором места сражения (по типу Dune 2000), то развитие серии Total War принесло в стратегии тенденцию разделения игры на стратегическую и тактическую составляющую.

Все эти тенденции в той или иной мере нашли отражение в сиквеле Казаков. Режим кампании в этой игре был оформлен в виде карты Европы, на которой передвигались отряды игрока. Нападая на провинцию, игрок переходил на тактический уровень, где и происходили основные баталии. Стартовый набор войск теперь зависел не от условий миссии, а определялся командирским отрядом, который можно было пополнять на стратегической карте.

Казаки II: Наполеоновские войны

Такое оформление приносило в игру значительно большее разнообразие, но ударило по сюжетной составляющей – вместо проработанного набора различных миссий с уникальными персонажами, как в оригинале, в сиквеле игрок просто проводил одну битву за другой, просто с разными врагами и с разной декорацией.

Изменился также режим сражений – все отряды теперь объединены в отряды по умолчанию, для которых рассчитывается уровень боевого духа и усталости. Строить в миссиях можно только «плодилки», вся добыча ресурсов происходит автоматически в поселениях, которые можно отбивать у противников. По сути, получилось что-то среднее между классическими Казаками и популярными стратегиями тех времен с захватом ключевых точек.

GSC пытались быть в тренде, и в результате проиграли. Игра потеряла почти всё, за что любили фанаты. Сиквел сильно отличался от оригинала, и далеко не всем это пришлось по вкусу. Продажи второй части и близко не приблизились к успеху оригинала. Поэтому, выпустив к игре единственный аддон «Битва за Европу», студия полностью переключилась на работу над S.T.A.L.K.E.R., а потом распалась (в 2011 году). Казалось, что список игр серии «Казаки» закончится на второй части.

Казаки II: Наполеоновские войныБитва за Европу

Казаки 3 (2016)

Казаки 3

  • Платформы: PC

В 2014 году, после трех лет забвения, GSC Game World воскресла, аки феникс из пепла, и тут же анонсировала новую часть Казаков. Фанаты серии стали ждать долгожданного продолжения и в 2016 году наконец дождались. Скачав желанную игру из Стима, геймеры запускали ее и … видели практически переиздание первой части с явно улучшенной графикой и свежими кампаниями.

С точки зрения игрового процесса вышедшая через 15 лет после первой части игра ничем, кроме улучшенной картинки и вороха свежих ошибок не отличалась от оригинала. По сути ее честнее было бы не делать номерной, а просто назвать как-нибудь вроде «Казаки HD+».

Казаки 3

О ошибках стоит говорить отдельно. Зависания и вылеты в 2016 году (да и сейчас) никого, конечно, не удивляют, но GSC удалось сделать то, чего до сих пор в играх не было. Ребята забыли отключить перед релизом часть функций, использовавшихся при отладке. В итоге в Казаках работал, например, копипаст – можно было обвести юнитов рамкой, нажать Ctrl+C, затем нажать Ctrl+V и получить еще одну пачку таких же юнитов.

Нужно ли говорить, что большинство критиков раскритиковали игру. А вот геймеры отнеслись к ней неожиданно лояльно – все-таки, при всех недостатках, это были те самые полюбившиеся Казаки, с тем самым геймплеем, только теперь еще и с современной графикой.

Вместо выпуска полноценныхСтудия аддонов выпускала новые дополнения в формате DLC. В результате, помимо изначально доступных дополнений за Пруссию, Англию, Россию, Украину и Францию, в игре появились дополнения за Данию, Голландию, Баварию, Саксонию, Турцию, Испанию, Шотландию и другие страны, а также возможность принять участие в гражданской войне в Великобритании.

Приобрести

Воздействие на индустрию

Большое количество фракций позволило серии “Казаки” завоевать популярность не только на территории постсоветского пространства, но и в Западной Европе.

Однако нельзя говорить о “Казаках” как о чем-то инновационном для индустрии. Франшиза успешно сочетала уже существующие игровые механики, но не добавляла ничего революционного в жанр стратегий. Поэтому у нее не было последователей.

Тем не менее, стоит отметить, насколько успешно серия заполнила занятую местность в практически пустом сеттинге XVII века и стала, возможно, наиболее точным воплощением той эпохи.

Что дальше?

Переиздание первой части “Казаков” GSC возможно только через 10 лет, иначе игроки не оценят. Отдельные DLC для третьей части можно выпускать, но рано или поздно возникнет вопрос о “Казаках 4”. Если к тому времени студия не распадется, скорее всего, четвертая часть все-таки увидит свет, ведь эта франшиза способна приносить хорошие деньги даже после многих лет существования.

Если разработчикам удастся найти равновесие между новшествами и классическим геймплеем, возможно, игра будет удачной. Однако, если они снова перевернут все досконально или же не изменят ничего, кроме графики, их ждет новое неудачное предприятие.

Тем не менее, “Казаки” первой части заслуженно вписали название студии GSC в историю постсоветского геймдева, и за это им можно простить многие вещи, включая далеко несовершенную третью часть.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Необходимые поля отмечены *